Совершение актов незаконного вмешательства с применением различных взрывных устройств на объектах транспортной инфраструктуры могут осуществляться как завербованными вражескими спецслужбами гражданами (в том числе и российскими), так и специально подготовленными диверсионными группами. При этом могут использоваться транспортные средства – как это было сделано на Крымском мосту.
Целью террористических атак, помимо традиционно пассажирских и грузовых терминалов всех видов транспорта, стали мосты, путепроводы, газонефтепроводы, в том числе и не категорированные. И не только на территории субъектов РФ, примыкающих к месту проведения СВО, но и в глубине территории РФ.
В требованиях транспортной безопасности предусмотрено проведение дополнительных досмотровых мероприятий, например повышение процента досматриваемых транспортных средств, пассажиров, грузов, увеличение задействованных работников подразделений транспортной безопасности. Сценарии реагирования на актуальные угрозы должны быть отражены в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности. Произошедшие инциденты остро поставили вопрос о достаточности существующих комплексов по досмотру транспортных средств на магистралях и стратегически важных объектах (в частности мостах, путепроводах).
Другой тип угроз продиктован неоднократными заявлениями Киева о возможном применении «грязной бомбы»– в связи с этим необходимо усиление радиационного контроля на ОТИ, особенно за перемещением радиационных материалов транспортными средствам по территории Российской Федерации.
Радиационный терроризм может повлечь за собой людские и материальные потери, размер которых трудно оценить ввиду значительного масштаба заражения. То же в полной мере касается усиления биологического и химического контроля.
Более вероятным становится вмешательство в управление транспортным комплексом РФ путем кибератак. А именно – вмешательство в управление навигационными системами, управление маршрутным движением, нарушение цифровых логистических цепочек, работы узлов связи и управления и т.д. Самый безобидный пример – сбои в системе бронирования билетов, справиться с ними помог только возврат к отечественным разработкам.
Важно понимать: в связи с усилением отдельных угроз совершения актов незаконного вмешательства Ространснадзору необходимо провести ряд мероприятий по усилению антитеррористической защищенности.
Большинство продуктов – импортного производства, и на фоне западных санкций остро стоит проблема по сервисному обслуживанию систем транспортной безопасности и замене устаревшего оборудования. Даже отечественные производители испытывают трудности с поставкой импортных комплектующих. После проведения ревизии, целесообразно внести корректировки в планы (паспорта) безопасности с учетом новых угроз.
Кроме того, возникла необходимость внедрения технических средств по борьбе с беспилотными летательными (водными) аппаратами. Поэтому особое внимание Ространснадзору следует уделить проверке уровня подготовки работников сил и подразделений транспортной безопасности. В первую очередь провести проверку действий персонала в случае угрозы и совершения АНВ, для этого целесообразно увеличить количество тренировок по переходу в режим усиления при возникновении различной степени террористической угрозы.
Необходимо своевременное принятие скорректированной программы по обеспечению транспортной безопасности, с учетом более высокой вероятности совершения актов незаконного вмешательства с максимально вероятными разрушительными последствиями крупных масштабов.
Все предлагаемые меры по актуализации методов обеспечения транспортной безопасности должны формулироваться комплексно. Актуальным стало создание отраслевой экспертной площадки для обмена мнениями и выработки предложений по приведению системы обеспечения транспортной безопасности в соответствие с новыми угрозами.
Материал из открытых источников
|